Национальный Австрийский Инструктор (Staatliche Schilehrer) — взгляд изнутри

История о том, как Мария Есютина из России закончила курс обучения в Австрийской школе инструкторов, достигнув высшей её ступени — Национальный Инструктор Австрии по горным лыжам.

Каждый инструктор, желающий официально работать на горнолыжном курорте, обязан закончить специальньные курсы, представляющие собой несколько уровней. В России это уровни С, В и А + Альпин курс от международной организации НЛИ. В Австрии же эти уровни называются: Анвертер (Anwärter), Ландеслерер (Landeslehrer): две части + Альпин курс, и Национальный Инструктор — Штатлих (Staatliche schilehrer), приравнивающийся к целому професиональному образованию (Диплом Инструктора).

По австрийским меркам российская категория А приравнивается к австрийскому Ландеслерер. После российских курсов также есть возможность получить международную карту ISIA, сдав нормативы гигант-слалома. В Австрии экзамен по гиганту, называемый Евро-тестом и имеющий, по мнению некоторых, чуть более строгие лимиты прохождения, является обязательным критерием для получения диплома Национального Инструктора.

Мой путь начинался изначально со сноуборда, с работы в клубе им. Л. Тягачева и с получения категории В по сноуборду от НЛИ. Затем, увидев, что сноуборд всё больше и больше теряет популярность и нормально работать можно, только овладев лыжами, в 2010 году я решилась на лыжи. Поскольку я учила немецкий в институте, сразу же пришла идея пройти весь путь обучения в Австрии, и в дальнейшем попробовать там и работать.

На свой Анвертер я приехала на лыжах друга, с мамиными палками и в папиных ботинках. Но мои навыки сноуборда помогли мне достаточно быстро понять, что к чему, и Анвертер, конечно же, не без трудностей, но был закончен позитивно!

Затем я стала работать на австрийском курорте Шладминг (Schladming), и мне посчастливилось встретить отличного тренера инструкторов, который раз в неделю выбивал из нас дурь на ночной каталке. Именно он довел меня до уровня Ландеслерер. Я тренировалась очень много, все говорили — талант, но талант без упорных тренировок никак не работает. Постепенно, каждый год я получала следующий уровень. Сначала Ландес-1, потом Ландес-2, потом прошла Альпин курс. Тогда уровень Штатлиха казался чем-то недостижимым, только «боги лыж» могли его достигнуть, казалось мне...

Чтобы пройти отбор на обучение на Штатлих, необходимо сдать вступительный экзамен, включающий в себя прохождение трассы гигантского слалома на определенное время, один проезд, демонстрирующий школьную технику, и два свободных проезда на технику катания. Этот экзамен отбирает только самых сильных кандидатов. Сдает примерно треть. Ссреднее количество участников экзамена около 150-180 человек каждый год, около 60 проходят дальше на обучение. Также для поступления на курс вы должны пройти Анвертера по сноуборду, а для второго семестра — Ландеса по сноуборду и курс введения в беговые лыжи, потому как данное образование подразумевает собой знания во всех сопряженных зимних видах спорта.

Этот экзамен сдается в январе для поступления на курс следующего сезона. К нему я тоже много готовилась, и это было моим первым шагом на пути к цели.

Январь 2015 — мои вступительные экзамены

Дико нервничая из-за гиганта, стояла на ледяной стене Марии-Альма (Maria Alm). Я даже никогда не видела ничего подобного... Синий лёд, треть трассы на диком крутяке, потом выезд на плоскач для остального участка.

В то время меня тренировал мой молодой человек, австриец, который тоже когда-то прошел весь этот путь. На гигант дают две попытки. Моя первая попытка была катастрофой...  Меня раскидывало по всей трассе, голова никак не могла управлять телом... Тогда я подумала — всё, я этого никогда не сделаю. Но, во второй попытке, собравшись, каким-то образом получилось! С криком въехав в финиш, я вошла в лимит! В тот же день был и школьный проезд, а на следующий день свободное катание, где у меня отстегнулась лыжа, но комиссия всё равно засчитала, потому что на этом курсе на всех экзаменах нам говорили: «Даже если ты упадешь, но они увидят, что ты давала полный газ, и проезд вне падения был отличным, то тебе засчитают. Рви».

Экзамен был пройден, с первого раза, что удаётся действительно далеко не всем. После моих 5 лет катания на лыжах никто не мог в это поверить, но самое сложное было впереди — сам курс на следующий сезон 2015-2016.

Обучение проходит в течение всего сезона с перерывами для работы в высокий сезон. В ноябре первая часть в Пицтале (Pitztal) (12 дней), затем теория и физическая подготовка в Хинтермусе (Hintermoos) в Академии (10 дней), в декабре часть в Академии Санкт-Кристоф (St. Christoph) (10 дней), затем там же в январе еще один Альпин Курс (7 дней). Второй семестр в марте и апреле там же в Санкт-Кристофе (4 недели). В общем, все это идёт много, долго и напряжённо, с кучей экзаменов на протяжении всего курса, теория и практика, с начала ноября и до конца апреля. Финальные экзамены в апреле, каталка и устная теория по биомеханике.

Каждый мой курс от Анвертера до Штатлиха сопровождался борьбой, работой над собой и попытками удержаться за лучшими, теми, кто вырос в горах и катался на лыжах со своих первых шагов — это было не просто как физически, так и, прежде всего, психологически. Штатлих — это курс для лучших австрийских лыжников. Быть с ними наравне было тяжело. Да и я не была с ними наравне, я всегда чувствовала, что мне чего-то не хватает.

Первые экзамены по практике в декабре для прохождения на второй семестр я завалила. Волновалась, ехала неспортивно, не уделяя должного внимания правильной технике. Но к этим экзаменам был шанс переэкзаменовки перед вторым семестром в марте. Я тренировалась каждый свой свободный день и час. За несколько дней до экзамена у меня на склоне сорвало спину, отвезли в больницу. Во вторник ещё ходила на костылях, а в субботу на обезболивающих, но с дикой волей к победе я сдала эти экзамены и прошла дальше на второй семестр! Через неделю был Евро-тест.

День Евро-теста


Многие ездят из года в год по разным странам, где проходит Евро-тест и никак не могут войти в норматив. Мне, как никогда не занимавшейся в спортшколах, было очень сложно. Мой стартовый номер — 1. Первая попытка: дикое волнение, не чувствую ног... в лимит не вошла. Во второй попытке нас меняют местами — еду последней, после 100 человек. Голова все-таки включилась — сейчас или никогда! На трассе два поворота на 90 градусов, последнюю вешку чуть ли не пропустила, финиш. Прошла!!! Те, кто смотрел снизу, сказали, это был очень сильный проезд для меня — лучше я сделать просто не могла. Я сдала Евро-тест! Сдача Евро-теста очень сильно повысила мои шансы на сдачу всего курса.

Апрель был долгий и насыщенный: экзамен по фристайлу, тренировки на слаломных лыжах, на шорт-карверах, много школы, много фрирайда, много теории, экзамен по обучению группы, теоретические экзамены, самотренировки... Мы с трудом успевали пройти всю программу. С погодой нам везло. Для многих одним из самых сложных проездов является могул. Но зима была очень теплая, снега выпало немного, к апрелю почти все серьезные могулы сошли вместе с лавинами, и нам удавалось тренироваться только на небольших участках, которые были мягкие от солнца. С одной стороны — хорошо для нас, боящихся могула, с другой — мы ведь здесь именно для борьбы с этим страхом и для тренировок.

Экзамены

Время пролетело быстро, время пришло к экзаменам. Конец апреля. На нас идет циклон: снег, метели, погода решила повеселиться прямо в день экзаменов. Каждый день выпадало по 20-25 см снега, который мгновенно превращался в тонны тяжелейшей массы. Кататься по такому снегу было крайне сложно, а уж тем более показывать идеальную технику.

В первый день экзаменов было почти ничего не видно. Мы планировали провести все свободные заезды: один заезд на смену ритма по трассе, фрирайд и могул. Целый день провели в ожиданиях и прикатывании, нас мотали по всему Санкт-Антону (St. Anton), пытаясь найти подходящее место хотя бы для какого-нибудь проезда. В результате нам удалось провести один проезд по трассе на смену ритма, где у меня на всех ходах лыжа воткнулась в снег, и я улетела сальтом так, что все думали, я себе все сломаю сейчас. Но в результате даже с этим сальто мне его засчитали, все три элемента были хорошо продемонстрированы (длинные дуги, короткие дуги, после отстегнутой лыжи смену ритма пришлось делать, разогнавшись по прямой). Затем была неудачная попытка провести свободный заезд во фрирайде, всё затянуло туманом, и приняли решение отменить дальнейшие экзамены в этот день.

Вечером были устные теоретические экзамены по английскому и биомеханике. На второй день экзаменов погода улучшилась. День начался со школьных заездов: проезд техникой крутого склона, карвинговые дуги и смена ритма. Для меня именно эти три заезда были не такой тяжёлой задачей, поэтому первая половина дня прошла достаточно спокойно, хотя, конечно же, волнения было много. Большей проблемой для меня были следующие проезды во фрирайде и могулы, там я волновалась не на шутку, однако, погода и состояние снега дали нам в этот день фору, и в итоге всё вышло не самым плохим образом.

Нам удалось провести все 5 заездов в один день! До самой финальной части нам предстояло ещё пройти процедуру оглашения результатов и вручения нашивок с орлами тем, кто успешно закончил курс.  Из 75 человек, принимавших участие в финальной части обучения и экзаменах, прошли 40. Эта цифра дала мне понервничать. Если честно, я не ожидала, что окажусь в их числе.Орёл у меня в руке! И я — Национальный Инструктор Австрии!

Я это сделала! Немногие действительно могли сразу поверить тому, что за столь короткий срок можно такого достигнуть, но, они не видели, какая работа за этим стояла. И передо мной ещё долгий путь совершенствования. С первого дня обучения нам говорили, что этот курс и даже его успешное окончание не сделают из нас совершенных лыжников, этот курс — всего лишь начало пути.

Лишь только после Штатлиха ты действительно понимаешь, что в тебя вкладывают всё необходимое для дальнейшего развития, ты знаешь, куда и как двигаться дальше. И дальше ты сам. Я теперь больше понимаю свои сильные и слабые стороны, и как мне дальше совершенствоваться. В следующем году меня ждёт вступительный экзамен и обучение на горнолыжного гида, что поставит точку на моём горнолыжном образовании и откроет новые перспективы развития в рабочей сфере.

Спасибо, что читали.

Maria Esyutina (Facebook)

Маха Есютина (Вконтакте)

Источник: ski.ru
Назад к списку