Ски тур в СССР

И как тут не вспомнить, поговорку : «все новое, это хорошо забытое старое». Осмелюсь утверждать, что в нашей стране корни ски—тура, сиречь лыжного туризма уходят далеко в прошлый век. Активное развитие в СССР лыжный туризм получил в 70-80-е годы прошлого столетия, когда количество турклубов в стране исчислялось сотнями. Лыжные маршруты, так же как и горные попадали под соответствующую классификацию. Десятки популярных маршрутов были проложены в Европейской части России, Хибинах, Приполярном Урале, на Кольском полуострове, Урале, Камчатке, на Кавказе. Большое количество отчетов о пройденных маршрутах до сих пор хранится в архивах Московского городского турклуба, архивах региональных клубов. К чему все это долгое предисловие? К тому, что в нашей стране накоплен большой опыт продолжительных горнолыжных путешествий в глубоком автономном режиме. Этот вид туризма по праву считался и считается одним из самых сложных и тяжелых, из за постоянного пребывания группы в условиях минусовых температур. Это накладывает особый отпечаток на требования к физической подготовке участника, его морально волевым качествам и к используемому снаряжению. Этот опыт аккумулирован в отчетах о путешествиях, которые руководитель группы сдавал в квалификационную комиссию для того, чтобы маршрут был засчитан и в дальнейшем лег в основание повышения спортивного разряда участников. К слову сказать, и на маршрут группа не выпускалась без должной подготовки в теории и практике лыжного туризма. Такая продуманная система обеспечения безопасности приносила свои положительные плоды в виде значительного количества новых маршрутов пройденных без ЧП. К сожалению, туриндустрия не торопилась за туристами и потому бессменным брендом на десятилетия были лыжи «Бескид», изготовленные из твердых пород дерева и окантованные металлическим наборным кантом на шурупах. Выдержка из статьи в журнале «Турист» № 1 за 1977-й год: «На заседании Московского филиала Географического общества СССР отчитывалась одна из полярных экспедиций. Ее руководитель не говорил о мужестве своих товарищей, перенесенных трудностях, опасностях, что подстерегали их в пути, — все это само собой разумелось. В зале сидели люди не падкие на эмоции, люди, многим из которых приходилось во время путешествий преодолевать трудности, не снившиеся героям Джека Лондона. Оживился зал, когда докладчик поднял над головой лыжу и сказал: — Прекрасно себя зарекомендовали эти лыжи. Спасибо их создателям 

Выпускались «Бескиды» на Мукачевской экспериментальной лыжной фабрике под руководством главного конструктора Ивана Николаевича Бобита. Каждая лыжа состояла из более чем 40 деталей, в производстве использовались береза, осина, ясень. Береза привозилась в Украину из Сибири, а ясень с Кавказа, производственный цикл состоял из 90 операций, многие из которых выполнялись вручную. Лыжи имели практически прямую конфигурацию, ширину талии 70-75мм, классификацию «горнотуристские» из-за применявшейся металлической окантовки, их период эксплуатации был рассчитан на 2-3 тысячи километров. Ежегодно, только Канада закупала у Мукачево 5 тысяч пар!!! Все это наглядно доказывает, что горнолыжный туризм был значительно развит на просторах СССР. Маршруты, которые проходили тогда спортсмены и теперь кажутся многим опытным горнолыжникам чем-то недостижимым и манящим. Следы таких походов можно было увидеть на Алтае, в долине реки Сулу Ойры, на леднике вершины «пик 60 летия Победы». С её первовосхождения одна группа спускалась 1-го августа 2005-го года. На высоте около 3000 метров из под верхнего слоя снега вытаяли поломанные лыжи «Турист», 20 литровая алюминиевая канистра из под бензина, сломанная лыжная палка..... одному Богу известно, что за трагедия разыгралась в этом далеком от туристских маршрутов районе. Вторым по качеству, но первым по количеству скитурным снарядом были лыжи «Турист», которые подходили под цели и задачи благодаря своей геометрии, а именно ширины около 70 мм. Они выпускались в гораздо больших ростовках и достигали высоты 210 см. Эти лыжи были более доступны и ими, надо отметить, снабжались и до сих пор снабжаются наши вооруженные силы в огромном количестве. В отличие от Бескидов, Туристы не были окантованы и делались из никудышного дерева, которое от жесткого снега просто стиралось за 100-200 км пути. В моей практике был случай, когда за 5 дней похода по Мещере «Туристы» свернулись в трубочку от постоянно мокрого снега! Народные умельцы ставили на это «чудо природы» канты из жести, кто побогаче — из титановых полосок толщиной 1 — 1,5 мм и шириной 10-12 мм. Или из нержавейки. Чтобы полоски не задирались при движении, торец полоски делался скошенным и прикрывался скошенным торцом предыдущей полоски (по ходу движения). Для защиты от весеннего подлипа промазывали рабочую часть лыж растворенной в ацетоне стружкой из оргстекла. Это работало, но только если лыжи были не смоленные.

И «Бескиды» и «Туристы» имели в области колодки прогиб для движения по равнине. Надо заметить, что у «Бескидов» этот прогиб был значительно меньше, процентов на 30, что указывало на их «горный» характер. Самым ходовым крепежом на «Бескиды» и «Туристы» были, так называемые, «пружинные» или «тросиковые» крепления, которые обеспечивали полужесткую фиксацию ноги и позволяли использовать разнообразную обувь, включая валенки с калошами или на Камчатке «болотные» сапоги, которые, кстати, популярны на некоторых маршрутах по сей день из-за большого количества ручьев и мелких рек, скрывающихся под снегом.

Данный тип крепления вполне удовлетворял лыжных туристов по своим характеристикам, так как был прост, а потому надежен и ремонто пригоден в любых условиях. На их базе существовало большое количество народных вариаций, на которые наш советский турист всегда был особенно горазд в виду тотального отсутствия готовых решений. Надо отдать должное данному креплению, которое выпускается у нас по сей день и не имеет аналогов в своей нише для целей лыжного туризма в равнинных условиях. И если лыжи для ски тур претерпели кардинальные изменения, то нестареющая классика пружин бесспорно побеждает из-за крайне доступной цены, малого веса и простоты обслуживания и ремонта.

Отсутствие фиксации пятки мешает при спуске с горы в стиле «фрирайд», но, конечно, от данного бюджетного варианта ожидать подобного бонуса было бы неразумно! крепления пружинные. Что касается съемных камусов, то горнолыжные туристы тогда о них и не помышляли. Шкуры животных окончательно канули в прошлое, а «нанотехнологии» клеевых камусов были в Союзе делом светлого будущего. На маршруте активно пользовались мазями под колодку, для избегания отдачи наносили мазь на более высокую температуру, как правило плюс 3-5 градусов к температуре снега, по которому планировалось идти. На подъемах в гору мазь держала на уклонах до 10-15 град, дальше только траверс или пешка. Конечно, через МАЛы (международные альпинистские лагеря) в Союз попадали диковинные образцы пластиковых скитурных лыж с камусами и крепежом Сильверетта, но они были уделом «великих» альпинистов, использовавших лыжи в основном на подходах к маршруту восхождения. Собственно такие лыжи мало чем отличались от «классических» горнолыжных моделей, разве что были короче и чуть легче.

Вот такая «бородатая» история скитура в нашей стране! И это только короткая ретроспектива вопроса. Отрадно наблюдать современный всплеск интереса горнолыжно/ сноубордической братии к ски-туру, как к несколько иному виду активного отдыха в горах. Часто в статьях и отчетах я читаю о том, что скитур позволяет более полно слиться с природой, почувствовать ее величие силу и гармонию. Поверьте именно за этим ходили и ходят туристы в лыжные походы! Скитур, как самостоятельная дисциплина в горнолыжном спорте имеет много составляющих, которые в свою очередь можно разделить на вопросы связанные с безопасностью мероприятия и его «фаном», качеством, которое мы ощущаем в «остатке», когда пребываем: «в тепле и уюте и весь вечер хлебаем чаи», как пел Юрий Визбор. Так вот, раз в данном материале речь идет о снаряжении, то считаю возможным немного поговорить и об этом, а именно, что для чего нужно, если хочется его, скитура! Обычно в скитуристы идут либо совсем случайно, либо ни разу не случайно! Но и в том и другом случае это люди, уже освоившиеся с лыжебордами, вкусившие дух странствий и угнетенные отсутствием «пухляка» вблизи подъемников. Тут все и начинается, как правило, с вопроса: «а давайте.....?» Случайные скитуристы чаще всего причаливают к группе друзей-товарищей за компанию и не имеют ни навыка, ни соответствующего снаряжения. Если повезет с опытными друзьями и маршрут одного дня позволит, то все может обойтись благополучно, если нет, как правило печально. Вторые, ни разу не случайные, действуют осознанно выходят на маршрут с соответствующим снаряжением и в сопровождении гида, а порой и спасателя. В зависимости от ваших задач и желаний подбирается и снаряжение.

Если в год вы планируете 2-4 выхода с удалением от арены горнолыжного курорта не более чем на 2-4 часа хода то, пожалуй, можно остановиться на лайт варианте. А именно, взять за основу вашу любимую лыжу, к которой вы привыкли, любимые ботинки, купить набор камус + крепеж к камусу + скитурные крепления или адаптеры под имеющийся на лыже крепеж. Установить все это в мастерской или самостоятельно и ... наслаждаться! Из плюсов — довольно бюджетный вариант, позволяющий попробовать себя в новом амплуа, без адаптации к другим лыжам и ботинкам. Так же вы получаете универсальный комплект на все случаи жизни. Из минусов — это тяжело!!!! Как правило, вес пары хороших лыж для фрирайда начинается от 5 кг, вес креплений от 2.5 кг, вес ботинка (каждого) от 2 кг. вес камуса с крепежом от 1.5 кг. Итого, минимально на ваших ногах при подъеме около 13 килограмм добра, которое надо тащить на себе в гору, и это без учета носок, термобелья, штанов, наколенников и прочего скарба. Еще один минус — это скитурный крепеж, который в данном случае вы будете использовать на пару процентов от всего времени катания. При всей технологичности современных моделей их надежность и долговечность оставляет желать лучшего и слабым звеном здесь является механизм освобождения пятки ботинка. Адаптеры тоже не лучший вариант, так как очень плохо справляются с траверсами, которых в скитурных восхождениях всегда достаточно. Что же делать, спросите вы? Ну.... Во первых — тренироваться, во вторых стремиться к совершенству и принеся в жертву универсальность копить на «правильное» снаряжение для себя любимого. Что касается лыж, то можно обратить внимание на лыжи SKITRAB Freedom 90.

Мало известный у нас бренд, под которым более 50 лет производятся лыжи для скитура. Эта модель, на мой взгляд, будет довольно интересным приобретением для райдера, решившего попробовать свои силы в скитуре. Её вес, при ростовке 171 см, всего 2740 грамм на пару, геометрия 125\90\112, позволяющая довольно уверенно чувствовать себя в пухляке. Карбоновые вставки и технология Cap Quadriaxial обеспечивают хорошую продольную жесткость, что гарантирует стабильную работу лыж на жёстком склоне. Последнее немаловажно при выходе в удаленные районы, где ситуация со снежным покровом может быть слабо прогнозируема. Укомплектуем ски тур креплениями весом около 660 грамм за пару, комбинированными (мохер\нейлон) камусами.

Ботинки для ски туринга Scarpa MAESTRALE весом всего 1530 гр. за ботинок. Ботинки для ски-тура Scarpa MAESTRALE Такой комплект подарит много радостных часов на подъеме и пологих участках и много минут драйва на спусках. Безопасных и красивых вам подъемов и спусков!

новости по теме

Останется ли Вербье в составе объединённых Четырёх долин, или теперь это отельная территория со своим ски пассом?