Тренер: лучший друг или тиран?

Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер успешного спортсмена? 

Предмет нашего исследовния сегодня — психолого-педагогические особенности личности тренера, влияющие на результативность спортсмена-горнолыжника.

Изучение личности тренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии психолог Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М. Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.

Представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению английского спортивного психолога К. Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки. Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете.

Александр Жиров (в середине слева) и Владимир Андреев (в середине справа) с тренерами Верезговым (справа) и Тягачёвым (слева) - 1982 год.

Каковы причины того, что большинство тренеров авторитарны в своей деятельности? Высокая потребность управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой потребности. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требуют, достаточно жесткого контроля за поведением спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.

Стоит отметить следующие преимущества доминирующего поведения тренера:

  • Неуверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях;
  • Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками или способствует более активным действиям спортсмена;
  • Авторитарное поведение тренера может действительно соответствовать потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.

Однако среди тренеров, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде. Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых ситуациях. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные решения. Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других. Авторитарного тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.

Владимир Синетов, Валерий Цыганов, Сергей Грищенко (тренер), Анатолий Лебедев, Леонид Тягачев, Александр Жиров, Дагиб Гулиев. 
Кировск, 1981 г.

Психологи, занимающиеся проблемами управления в области спортивной психологии, предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со стороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению американского психолога М. Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода — «делай, как тебе говорят». Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых решений может быть возложена на них. Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, — когда начать тренировку, сколько времени тренироваться, на каких снарядах и т.д. Он считает, что в этом случае школьники более активны на уроках физической культуры, чем когда эти указания даются учителем.

Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений. Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику можно предложить составить программу для развития силы и выносливости.

Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием», — метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерства.  

Сравнительные исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании показывают, что при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими. Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера.

Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность — вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.

Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт. Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру.

На тренировке. Второй слева - Леонид Тягачев. На переднем плане - тренер Юрий Сергеевич Преображенский.

Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе. Важно, чтобы тренер был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива.

Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам. Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных, состояний и переживании астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влияниям, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды. Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.

Профессия тренера как педагога предъявляет к нему следующие группы требований (по Л.С. Шафрановой, Ф.Д. Забугину):

  1. к физическим качествам: хорошее, крепкое здоровье, особая выносливость нервно-психической сферы, достаточно звучный выносливый голос;
  2. к нервно-психической сфере: распределенность внимания (одновременная установка на несколько как внутренних, так и внешних предметов); непрерывность внимания(способность сохранять его долгое время, не понижая из-за утомления); устойчивость (способность не ослаблять внимания под влиянием внешних впечатлений); наблюдательность; память (точность, быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота воспоминания по первому требованию); мышление (сочетание синтетического и аналитического типов мышления, самостоятельность, точность и тонкость суждений, находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой работе); воображение (способность быстро, ярко и точно представлять тот или иной объект, способность восстанавливать неполные впечатления и представления, активная фантазия, конструктивная комбинаторная фантазия, художественная чуткость, восприимчивость к красоте). к волевым качествам: целеустремленность, умение настойчиво добиваться цели, терпение, способность владеть собой и влиять на других, готовность нести ответственность.

К структурным компонентам способностей тренера к спортивной деятельности могут быть отнесены:

  • догадка (быстрый перебор возможных вариантов стратегии и тактики решения спортивных и педагогических задач, свернутая система рассуждений и действий);
  • дифференциальная чувствительность;
  • вероятностное прогнозирование;
  • способность к обобщению, выявлению педагогических закономерностей в учебно-воспитательном процессе,
  • творческий и разнообразный характер ведения тренировки,
  • оперативность в решении различных задач в ходе тренировки и вне ее;
  • кратковременная память;
  • широта и гибкость конструктивных решений в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • использование разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия.

Анте Костелиич, тренер четырёхкратной олимпийской чемпионки и пятикратной чемпионки мира Яницы Костелич.

Тренеров высокого уровня мастерства характеризует наиболее высокий уровень развития всех видов способностей, причем ведущими компонентами являются отражающие более специальные способности. У тренеров ярко выражена педагогическая направленность, ответственность к делу и любовь к детям, они стремятся овладеть психолого-педагогическими знаниями и опытом своих коллег. Отличаются должной самокритичностью и принципиальностью в отношениях с товарищами по работе. Как правило, это вдумчивые трудолюбцы и хорошие общественники.

Тренеров среднего уровня мастерства характеризует достаточно высокий уровень развития всех видов способностей, но ведущими компонентами являются в основном определяющие аналитико-синтетические способности мыслительной деятельности. Отличаясь должной ответственностью к работе, любовью к педагогической профессии и детям, тренеры с трудом устанавливают деловые взаимоотношения с подростками и коллегами по работе. Однако опыт мастеров они заметно игнорируют, недооценивают достижения науки. Несамокритичны, стремятся скрыть недочеты в работе.

Тренеров низкого уровня мастерства характеризует неоднородность развития специальных способностей. Тренеры такого уровня с трудом переосмысливают передовой опыт коллег и достижения психолого-педагогической науки. При этом у них может быть ярко выражена любовь к делу, к детям, но особую склонность они питают лишь к спортивной деятельности. Постоянно конфликтуют с юными спортсменами, родителями и руководством школы, несамокритичны, постоянно чем-то недовольны, ворчат и ссылаются на трудности в своей работе. Для эффективного тренера характерны следующие индивидуально-типологические особенности: открытость, готовность к сотрудничеству, конкретность мышления, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, выраженные лидерские и волевые качества.

Каков же психологический портрет эффективного тренера?

Итак, он знает структуру спортивной деятельности вообще, и в своем виде спорта в частности. Эффективный тренер имеет отработанный и разнообразный инструментарий психолого-педагогического воздействия на воспитанников, как в процессе спортивной тренировки, так и вне ее. Он делает свое дело уверенно, свободно, качественно, быстро принимает решения, принимает на себя ответственность за их последствия, умеет показать себя как истинный мастер своего дела.

Эффективный тренер технологичен: он четко знает, что и когда надо делать, где и как реализовывать все мероприятия, обеспечивающие качественный тренировочный процесс ипостоянно совершенствует свой деловой инструментарий: знания, умения и навыки. Такой тренер всегда находит время наблюдать и осваивать опыт успешных коллег и конкурентов и умеет творчески управлять своим временем, не разменивается на мелочи.

Эффективный тренер видит главное, анализирует и интуитивно чувствует победный путь к цели, не позволяет никому уводить себя с этого пути. Он умеет ладить с людьми и понимает, что результатом общения должно быть получение нужной ему реакции. Такой тренер получает удовольствие не только от результатов своей деятельности, но и от ее процесса, т. е. от самореализации. Он умеет проявлять необходимую для успеха требовательность, иногда жесткую, иногда даже безжалостную, с надеждой получить высокий результат и, в дальнейшем, положительную оценку за свое нестандартное поведение.

И самое главное — эффективный тренер верит в себя и в успех своих учеников.

Спортивный тренер — одно из главных действующих лиц любого спортивного состязания. О его ответственности за выполняемую работу сказано уже очень много, и народная мудрость, которая гласит, что выигрывает команда, а проигрывает тренер, — права. Он — режиссер-постановщик, организатор, администратор, педагог, психолог, воспитатель. 

 

 

 

Назад к списку