Зверев Н. М. – о студенческом горнолыжном спорте и перспективах его развития.

О том, как студенческий спорт развивался в советское время, и что происходит сейчас, порталу SKISTOP.ru рассказал заслуженный работник физической культуры РФ Зверев Николай Михайлович.

На фото — Зверев Н. М. — Кубок вузов 2013. Источник: skistop.ru

Краткая справка: Николай Михайлович Зверев − выпускник института им. П. Ф. Лесгафта, мастер спорта СССР по горнолыжному спорту, чемпион Ленинграда по слалому, заслуженный работник физической культуры РФ, обладатель наград за плодотворную тренерскую деятельность. С 1968 г. работает на кафедре физвоспитания Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Николай Михайлович, как вы пришли в горнолыжный спорт? Насколько нам известно, вы начинали тренироваться с Афанасьевым В. Д.?

Да, все верно. Пришел я в горнолыжный спорт, будучи школьником. На горе в озерках, где я жил на тот момент, под руководством Шостко С. А. проводились тренировки. Афанасьев В. Д. с друзьями приезжал на тренировки, где я с ним и познакомился. До сих пор поддерживаем хорошие отношения, встречаемся на ветеранских стартах.

Может быть, это были уже не первые тренировки?

Это было самое начало, мое становление в горнолыжном спорте. До этого я занимался лыжными гонками и прыжками с трамплина, а в занятиях горными лыжами сначала участвовал в качестве стороннего наблюдателя. Ребята из города приезжали тренироваться и постепенно наша компания тоже начала активно заниматься данным видом спорта.

Поддерживаете ли связь на данный момент с Ивановым Георгием Ивановичем?

Да. С Ивановым Георгием Ивановичем мы знакомы очень давно, в свое время он помогал мне как тренер. На тот момент он активно работал со студентами, выступал за институт им. Лесгафта, вел преподавательскую и тренерскую работу. В дальнейшем Иванов Г. И. из института им. Лесгафта ушел в ЛГУ и до последнего времени занимался сборной командой Университета по горным лыжам. Организуя студенческие спортивные мероприятия, мы с ним сталкивались каждый год и работали бок о бок. Совместно проводили тренировки на Орлиной горе: он в Университете, я в Политехе. У нас была дружеская борьба между двумя вузами: мы всегда спорили, кто победит. Так и продолжаем взаимодействие до сих пор. Встречаемся на ветеранских соревнованиях, он любит приезжать туда, у него очень хорошие ребята-студенты (окончившие), я тоже приезжаю на эти соревнования, т. к. мои бывшие воспитанники участвуют в ветеранских стартах и продолжают свой горнолыжный путь, получая от этого массу удовольствия.

На фото — Зверев Н. М. — Кубок вузов 2013. Источник: skistop.ru

Как развивалась ваша спортивная карьера?

Первой моей наградой стала медаль первенства Гороно (городской отдел народного образования) Выборгского района в 1959 году, мне тогда было лет 18. До этого успешно выступал в беговых лыжах, были разряды, потом прыгал с трамплина. После участия во Всероссийской спартакиаде школьников (г. Киров), где было необходимо выступить в прыжках и слаломе, я начал регулярно заниматься горнолыжным спортом. В это же время проводилась Всероссийская спартакиада школьников Северо-Запада (Кавголово, на склоне ВЦСПС), где я занял второе место, на первом месте оказался Анатолий Герасимов (ЛО). Наша команда была первой в общекомандном зачете, и мы в составе сборной гороно поехали на соревнования в г. Чусовой Пермского края, где очень успешно выступили. После этого горнолыжный спорт прочно вошел в мою жизнь.

Какие из ваших спортивных достижений для вас наиболее значимы?

Самых значимых событий, на мой взгляд, три: 2-е место среди школьников; 1-е место на Чемпионате Ленинграда среди юношей старшего возраста и 1-е место на чемпионате среди взрослых. Нельзя обойти стороной еще один факт — успешное выполнение норматива мастера спорта на первенстве Центрального Совета по слалому-гиганту при участии 25 мастеров спорта. Другие приятные моменты связаны с работой в Политехническом университете, в котором я занимаюсь горными лыжами с 1968 года и возглавляю сборную команду. У нас были победы и проигрыши. Было все. Были хорошие студенты, которые занимали первые и призовые места. Успешно выступали на городских и российских соревнованиях, на чемпионате СССР и Универсиадах, которые раньше активно проводились. Вообще, в период СССР было очень много соревнований. Выезжали со студентами на первый снег, проводили Чемпионаты города в Ленинграде, в Кировске по трем дисциплинам: скоростной спуск, слалом и слалом-гигант. Наша студенческая команда была в составе сборной «Буревестника», я активно участвовал в ее подготовке.

В каком году вы стали чемпионом Ленинграда по горным лыжам?

В 1969-м году занял первое место среди взрослых по слалому.

Было ли ваше решение о получении высшего образования в институте им. Лесгафта осознанным, может быть, вы рассматривали иные направления обучения, кроме спорта?

Учась в школе, я очень много времени посвящал спорту. Занимался целенаправленно и достигал неплохих результатов. Со временем меня стала интересовать работа преподавателя и тренера, что и послужило толчком для моего поступления в Институт физической культуры им. Лесгафта. Кроме того, это давало возможность продолжать регулярные занятия спортом и повышать уровень спортивного мастерства. В результате работа с детьми и студентами стала неотъемлемой частью моей жизни. Воспитанники ДЮСШ стали моими первыми подопечными, после этого я успешно продолжил тренерскую деятельность в «Динамо», где мне была присуждена высшая спортивная категория тренера. Это получилось благодаря результатам некоторых моих воспитанников: Сережа Трофимов занял второе место на Чемпионате СССР среди юношей среднего возраста. В дальнейшем он стал чемпионом СССР. После «Динамо», я начал работать в Политехе, где выступал в качестве «играющего тренера». Тренировал и участвовал в соревнованиях, что давало отличный педагогический эффект. Студентам становилось по-настоящему интересно, когда я не только давал теоретические знания, но и был в состоянии продемонстрировать свое мастерство. В то время я выступал за сборную команду Политеха, принимал участие в состязаниях под эгидой спортивного общества «Буревестник», ездил на ЦС. Так, благодаря тому, что я окончил спортивный вуз, моя карьера шла по восходящей.

На фото — Зверев Н. М. — Кубок вузов 2013. Источник: skistop.ru

В каком году вы окончили институт и что для вас стало приоритетным после этого (тренировки и выступления на соревнованиях, педагогическая работа и т. п.)?

Окончил в 1964 году. Дальше началась работа в Политехническом институте, участие в соревнованиях за сборную команду. 4 года я был членом в сборной команде Ленинграда. Выезжали на всевозможные соревнования, чемпионаты, учебно-тренировочные сборы, ездили один раз со сборной командой в Польшу (Закопане) для подготовки к спартакиаде СССР. Жизнь прошла плодотворно с точки зрения спортивных достижений.

С чего начиналась ваша академическая деятельность?

С работы в Политехническом университете. Работая тренером, я успешно занимался учебно-методической деятельностью. Писали методички, участвовали со студентами в научных конференциях (есть публикации о слаломе, о карвинге). Профессорский состав нашей кафедры принимает активное участие в написании статей и журналов. Выпущен учебник по физвоспитанию в университетах (под редакцией завкафедрой Волкова Владимира Юрьевича).

Николай Михайлович, что дает человеку обучение в спортивном вузе, ведь для того, чтобы иметь высокие результаты на выступлениях это совсем не обязательно?

Да, конечно, я с вами согласен. Прежде всего, человек поступает в вуз для приобретения педагогической специальности. В дальнейшем выпускники выстраивают свою жизнь, исходя из полученного образования: кто-то становится преподавателем в школе (вузе), кто-то тренером, кто-то идет дальше в управление. Обучение в спортивном вузе дает человеку еще и возможность развиваться в сфере физической культуры и спорта, а также прививает ему жизненно необходимые навыки: преодоление трудностей, психологическая подготовка, умение работать в коллективе, способность организовать свое личное пространство. Те ребята, которые проходили у меня обучение и закончили Политех, сейчас неплохо устроились в жизни и, как они говорили, им очень помогли занятия спортом во время обучения. Политехнический университет является одним из ведущих в стране, он приучает человека мыслить, решать задачи самостоятельно.

Как была организована спортивная жизнь студентов в советское время?

В советское время существовала очень стройная система. Спортивная жизнь была устроена так: полноценно функционировали детские спортивные школы гороно, облоно (областной отдел народного образования), вели работу спортивные общества (на тот момент их было порядка 7), которые активно развивали горнолыжный спорт. Выделялись средства, как со стороны профсоюзов, так и со стороны руководителей комитетов. Благодаря этому проводилось очень много соревнований: в детских школах, районные, городские, республиканские и наконец — Чемпионаты СССР, Чемпионаты ВЦСПС, студенческие Универсиады, которые проходили раз в два-три года. Кроме того, министерство профессионального и высшего образования РСФСР выступало с инициативой организации соревнований. В них участвовало около 10 технических вузов (Москва, Ленинград, Сибирь, Урал — там, где были горнолыжные центры). Опорным пунктом являлся Кировск, где было подготовлено немало чемпионов и участников олимпийских игр.

На фото — Зверев Н. М. — Кубок вузов 2013. Источник: skistop.ru

Были ли проблемы с инвентарем и инфраструктурой для проведения мероприятий?

Да, проблемы были. Купить инвентарь было очень сложно. То, что выделяли детским спортивным школам, было малопригодно для проведения тренировок на хорошем уровне. Иногда удавалось приобрести болгарские лыжи. Лыжи таких производителей, как Rossignol, Atomic, Dynostar, были очень дорогими. Постепенно ситуация менялась в лучшую сторону. Промышленность с течением времени начала более серьезно относиться к производству инвентаря для занятий горнолыжным спортом. Появились лыжи «Спутник», качество которых было приближено к уровню западных аналогов. Членов сборной команды страны централизованно снабжал спортивный комитет. Когда спортсмены получали новые лыжи, мы перекупали у них старые. За счет этого у горнолыжников среднего уровня появлялась возможность заниматься на приличном инвентаре. Кроме проблем с инвентарем, трудности возникали и с инфраструктурой: соревнования проводились на неподготовленных трассах, не было того, что есть сейчас (искусственный снег, качающиеся древки, подъемники). Все было плохо, но результаты были хорошими. Сборная страны на международном уровне выглядела очень достойно. Занимали призовые места, были призерами Олимпийских игр. Были победы на всемирных универсиадах (Тальянов, Монастырев).

Удавалось ли выезжать со студентами за границу?

Нет, со студентами не удавалось. Лишь однажды наши студенты (не мои лично) участвовали в Универсиаде в Болгарии. Я принимал участие в составе делегации г. Ленинграда в качестве стажера. Был еще случай — мы выезжали со сборной города для подготовки к Универсиаде в Польшу.

Что изменилось и как обстоит дело со спортом в академической среде сегодня?

Во-первых, сейчас упал общий уровень развития спорта. Массового горнолыжного спорта стало значительно меньше в связи с ликвидацией спортивных обществ. Частные школы, существующие сегодня, привлекают состоятельных людей, которые, как правило, не нацелены на высокие достижения, а катаются лишь для удовольствия. Календаря соревнований как такового нет, только профессиональный — этапы Кубка России. Первый этап начинается в ноябре-декабре (Кировград, Миасс, Абзаково), но студенты в это время учатся. Вся деятельность строится только на молодых спортсменах и если человек не состоит в сборной России до момента поступления в университет, то для него все двери закрыты. Можно, конечно, участвовать в международных соревнованиях за свой счет, но это слишком дорого. Университеты не в состоянии оплачивать такие поездки. Получается, что нет ни массового спорта, ни высокого. Раньше было намного интереснее. Ребята любили горные лыжи и с удовольствием занимались ими. В каждом спортивном обществе была детская спортивная школа. Семь обществ, семь школ, плюс гороно, облоно — девять спортивных школ. Когда я работал тренером, на меня была возложена обязанность по набору детей из общеобразовательных школ. Из 80 человек оставалось человек 20, а то и 15. И мы занимались, не имея инвентаря. Ребята сколачивали консервными банками носки лыж, для того чтобы можно было хоть как-то кататься. Сейчас дети имеют все. Любой инвентарь, любое качество. В советское время не было ничего, но были сборы, детям обеспечивалось участие в соревнованиях и тренировках. Возьмите Кировск, там все дети — горнолыжники, там другого ничего нет. Со студенческим спортом тоже так, у нас остались одни соревнования — Чемпионаты вузов. Ребята, которые занимаются в детских школах идут в университеты и институты, но перспективы у них нет практически никакой. Только у единиц есть, та же Кедрина, например, участвует в Чемпионате мира. Прокофьева. Но это уже профессиональный спорт, а где профессиональный спорт, там — чисто спорт, все остальное второстепенно.

На фото — Зверев Н. М. — Кубок вузов 2013. Источник: skistop.ru

Достаточно ли того бюджета, который выделяется высшими учебными заведениями на спорт и горные лыжи в частности?

Бюджета как такового практически нет. Даже минимальные средства приходится сложно выбивать с помощью заведующего кафедрой. Все мои студенты приобретают инвентарь за свой счет. Кафедра помогает в оплате аренды склона с подъемником, выделяет средства на древки. До перестройки все думали, что после нее будет много денег, все спортивные общества объединятся, деньги пойдут во благо, а денег просто не стало. Закрыли все школы, осталась только школа ШВСМ, и то сейчас ее передали в комитет, где занимаются тренеры (Остроглядова), вот там есть ребята, их единицы, которые показывают результаты. С инвентарем стало лучше, но подтянуть надо процесс организации и инвестирование. Причем инвестиции должны быть направлены на развитие детского спорта. Хотя, бывает тренеры стараются удержать наиболее талантливых детей, предоставляя им возможность тренироваться бесплатно.

Во время обучения в вузе студенты зачастую даже не знают о существовании предложений заняться спортом, горными лыжами. Ведется ли у вас пропаганда, организуются ли мероприятия с целью популяризации?

Да, конечно. Лично я занимаюсь вопросами абитуриентов, провожу беседы с их родителями при поступлении, работаю с тренерами детских спортивных школ. Довожу до сведения каждого, что существует отделение горных лыж и, что мы не стоим на месте. На сайте Политеха размещена информация обо всех соревнованиях по горным лыжам и другим видам спорта.

Как организованы соревнования у нынешних студентов?

Очень плохо, причем, как местные, так соревнования на выезде. Их очень мало. Кроме Чемпионата вузов больше нет практически ничего. Город не проявляет инициативу. Скоро будет Чемпионат Санкт-Петербурга среди юношей, я пытаюсь заявить своих студентов для дополнительного старта. Единственная отдушина — ветеранские соревнования.

Что вы можете сказать о связи студенческого горнолыжного спорта с профессиональным?

Могу сказать только одно: лишь единицы студентов входят в состав сборной команды страны и находятся там на подготовке. Все это происходит из-за отсутствия любительского спорта. Из-за этого и профессиональный спорт в России находится на низком уровне. На Кубок мира допускают буквально одного-двоих спортсменов из России, на Чемпионат мира — один человек среди мужчин (Александр Хорошилов) и четыре человека среди женщин, но они очень сильно проигрывают.

На фото — Зверев Н. М., справа — Кубок вузов 2013. Источник: skistop.ru

Часто ли среди студентов попадаются подающие надежды именно в спорте?

Попадаются, но не часто и не в горнолыжном спорте. В основном в других видах: парусный спорт, фехтование, скалолазание, плаванье, настольный теннис, большой теннис. Если конкретно, то помню одну талантливую девочку — Кузьменко Елизавета, после поступления она участвовала во всемирных универсиадах, чемпионатах мира среди юниоров по горным лыжам.

Удалось ли вам воспитать приличных спортсменов, вставших на лыжи в студенческие времена?

Да, конечно, удалось, мои воспитанники неплохо выступали на уровне России и города. Есть ребята, которые занимали призовые места на Чемпионатах России, Универсиадах, в прошлом — на чемпионатах СССР. Учась у меня в университете, некоторые студенты выполняли норматив мастера спорта. Непосредственно мастеров было человек пять. Это не только моя заслуга. Ребята тренировались как в вузе, так и у своих тренеров. Основу их навыков и умений закладывали еще в детстве. Я по большей части участвовал в организации соревнований для студентов, во время их обучения в вузе.

Бывает ли такое, чтобы профессиональный спортсмен имел высокие достижения не только в спорте?

В учебе, вы имеете в виду? Есть такие люди. Становятся и банкирами, и руководителями предприятий, есть товарищи в бизнесе. Практически все студенты, прошедшие через меня, неплохо устроились в жизни. У них есть перспективы, они нашли себя в различных направлениях деятельности человека.

Как обстоит дело с наукой в спорте, хотят ли нынешние студенты этим заниматься и, вообще, так ли это необходимо?

Мы на кафедре проводим конференции по различным направлениям, студенты с удовольствием участвуют в них.

Вы много работаете со студентами, удалось ли вам привить любовь к горным лыжам собственным детям?

Конечно! Дочь прошла подготовку в детской спортивной школе спортивного общества «Труд», потом она перешла ко мне в институт и шесть лет за него выступала, выполнила норматив кандидата в мастера спорта, была призеркой чемпионата города, чемпионата российского совета. У нее был довольно высокий уровень. Сын тоже занимался в детской спортивной школе, потом перешел в институт, потом получил травму. Дочь была в призерах на уровне «Буревестника», проходила все дистанции на уровне города, принимала участие в советских универсиадах и все это во время обучения на механико-машиностроительном факультете. Сейчас работает, занимается моими внуками, но у них к горным лыжам тяги нет.

Полностью ли вы поглощены работой или все-таки остается время на любимые занятия, а, может быть, работа для вас и есть любимое дело?

Все верно, работа — мое хобби. Работа — основа всего, я все время на работе. Если работать тренером и работать ответственно, то практически 24 часа ты занят, из головы ничего не должно вылетать. Организационных вопросов очень много — учеба студентов, их быт, инвентарь, освобождения и т. д.

Спасибо, Николай Михайлович, желаем вам успехов и больше талантливых студентов!

Назад к списку